России необходим закон об актуариях Кашин Борис Сергеевич Депутат Государственной Думы РФ шестого созыва, член комитета по финансовому рынку до 5.10.2016 г.
|
В июле 2012 года на заседании Комитета Государственной Думы по финансовому рынку обсуждался и был в основном одобрен законопроект «Об актуарной деятельности в Российской Федерации», о необходимости которого неоднократно высказывались как представители страхового сообщества, так и государственных органов. Предполагается, что закон может быть принят Думой уже в осеннюю сессию текущего года. Цели и задачи будущего закона читателям портала «Страхование сегодня» комментирует Депутат Государственной Думы, академик РАН, профессор, доктор физико-математических наук Б.С.Кашин.
Мария Жилкина,
Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня» (МИГ)
Борис Сергеевич, каково текущее состояние вопроса по принятию закона «Об актуарной деятельности в Российской Федерации»? Как проходит работа по законопроекту?
6 июля 2012 года состоялось заседание Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, где был представлен доработанный ко второму чтению вариант законопроекта «Об актуарной деятельности в Российской Федерации». Обсуждался текст, подготовленный рабочей группой, с учетом замечаний, которые к тому моменту поступили от государственных ведомств и профессионалов-актуариев. По итогам обсуждения Комитетом было решено принять текст представленного проекта за основу и повторно разослать его в заинтересованные ведомства с предложением рассмотреть и дать свои замечания. В настоящее время отзывы ведомств получены, будут обсуждены на рабочей группе и учтены в итоговом тексте законопроекта.
Какие ведомства высказали свою позицию по законопроекту?
В число согласовывающих ведомств входят ФСФР, Минэк, Минфин, Минтруд, Пенсионный фонд России и, естественно, ГПУ Администрации Президента.
Руководитель ФСФР Д.В. Панкин неоднократно заявлял, что считает принятие закона об актуарной деятельности важной и актуальной задачей. Мы при подготовке проекта работали в контакте с данным ведомством, поэтому надеемся, что к итоговому варианту у ФСФР, как у ключевого ведомства по данному вопросу, замечаний не будет.
Представитель Минфина (руководитель департамента финансовой политики С.В.Барсуков) присутствовал на упомянутом заседании Комитета. У Минфина есть определенные замечания, и мы будем с ними работать.
В целом, отторжения законопроекта мы не встречаем. Есть единственное существенное расхождение, связанное с позицией Пенсионного фонда России, который считает, что ПФР не должен попадать под действие закона. Мы считаем такую позицию неправильной и надеемся, что, опираясь на международный опыт, сможем обосновать свое мнение при встрече с руководством Минтруда и Пенсионного фонда России.
Каковы планируемые сроки прохождения законопроекта в Государственной Думе?
В ходе заседания была высказана позиция Комитета о том, что в осеннюю сессию законопроект должен быть принят. Конечно, это потребует еще серьезной работы, но мы к ней готовы.
Каковы реальные шансы на принятие закона об актуарной деятельности уже осенью? Ведь подготовка закона ведется еще с 90-х годов, но он до сих пор не принят…
Один раз еще в прошлом созыве Думы, основываясь на позиции тогда еще Комитета по собственности, возглавляемом В.С. Плескачевским, мы уже прогнозировали скорое принятие закона, но тогда этого не произошло. Поэтому не хотелось бы снова ошибиться в прогнозе. Однако по всем признакам есть серьезные шансы на то, что закон будет принят в осеннюю сессию.
Закон потребует также сопровождающих его изменений в другие законодательные акты, в частности, в закон «Об организации страхового дела» и пенсионное законодательство, они тоже должны быть приняты.
Не скрою, закон об актуарной деятельности – долгожданный, его давно пора было принять. Но этому мешал ряд серьезных причин, среди которых было, прямо скажем, и противодействие определенных сил, которые не были заинтересованы в привлечении научных методов в страхование и другие финансовые институты.
Но с другой стороны, многие финансовые институты, например крупные страховые кампании, заинтересованы в стабильном существовании рынка и ждут закона об актуарной деятельности.
Сегодня и страховое сообщество, и работники других финансовых учреждений, и госорганов пришли, наконец, к пониманию, что нам необходимо принять закон об актуарной деятельности. И все понимают, что работа в рамках закона и создание саморегулируемых организаций актуариев не должны быть декоративными, что не должно быть бесправных актуариев, что в законе должны быть четко прописаны их права, обязанности и условия использования результатов их деятельности государственными органами.
Возглавляемая мною рабочая группа, проводя работу по подготовке законопроекта ко второму чтению, естественно стремилась учесть указанные выше обстоятельства и, кроме того, обеспечить обязательное и полноценное использование актуарных заключений надзорными органами.
Каковы основные положения нынешнего варианта закона? Что в нем подразумевается под актуарной деятельностью? Какие финансовые и государственные организации, помимо страховщиков, будут пользователями услуг актуариев?
В соответствии с международными тенденциями, отраженными в ключевых документах, в частности, Международной актуарной ассоциации (эта авторитетная международная организация существует более 100 лет), актуарная деятельность понимается в законопроекте широко. Там заложено определение, подразумевающее, что актуарная деятельность - это профессиональная деятельность по анализу, количественной и финансовой оценке рисков, разработке и оценке эффективности методов управления финансовыми рисками.
Закон касается далеко не только страхования. Он касается и пенсионных фондов, и субъектов инвестиционной деятельности. Мы рассчитываем, что закон в перспективе будет работать в разных областях нашей экономики.
Хотелось бы здесь отметить, что у нас есть определенное преимущество перед странами с развитой рыночной экономикой, где пенсионное и страховое законодательство развивались независимо друг от друга, и соединить их в единый гармоничный комплекс было потом непростой задачей для законодателей. У нас есть возможность сразу принять единый закон, который регулировал бы актуарную деятельность во всех направлениях. Это наш плюс, который мы старались использовать.
Каковы ключевые цели и задачи закона, в чем его общественная значимость?
Новый закон призван обеспечить полноценное использование актуарной профессии в экономике, принятие решений (как коммерческими организациями, так и государственными органами) на основе профессиональных актуарных оценок.
Чтобы достичь такую цель законопроекта, как введение актуарной профессии в России, нужно не просто найти взаимное понимание всех заинтересованных сторон. Необходимо создать условия для того, чтобы молодые люди, заканчивающие высшие учебные заведения и желающие заняться актуарной деятельностью, могли войти в эту профессию, а действующие специалисты – повышать свою квалификацию. Актуарии должны иметь высокий уровень подготовки, чтобы в дальнейшем быть готовыми к решению серьезных финансовых задач.
В связи с этим при подготовке законопроекта рабочая группа, в которую входили практикующие актуарии (пенсионные и страховые), выработала план действий. Он закреплен в законопроекте.
Согласно законопроекту, актуарии делятся на две категории: просто актуарии и ответственные актуарии. Требования к простым актуариям достаточно ограничены – это профильное высшее образование, членство в саморегулируемой организации актуариев (СРО) и сдача определенного экзамена в соответствии с решением этой СРО. Квалификационный стандарт для этих актуариев должен быть выработан с учетом позиции регулирующего органа. Членами профессиональных СРО актуариев будут люди, работающие в страховых компаниях, в пенсионных фондах, в государственных организациях.
Вторая категория - так называемые «ответственные актуарии» - предполагает более высокие требования к качеству профессиональной квалификации актуария. Именно ответственные актуарии получат право давать актуарные заключения, которые будут направляться в надзорные органы (предположительно, ежегодно). По существу в качестве прототипа ответственного актуария может рассматриваться тот, кто сегодня работает главным актуарием или руководителем обособленного актуарного управления в крупной страховой компании. Он будет иметь право выдавать заключения, которые направляются акционерам, менеджменту компании и в органы надзора. При этом направляться туда они могут непосредственно самим этим ответственным актуарием.
В каких правоотношениях со страховой компанией или другим финансовым институтом будет состоять ответственный актуарий?
Они могут работать как по трудовому договору в страховой компании или в пенсионном фонде, так и по гражданско-правовому договору, что тоже соответствует международной практике. К ним предъявляются особые требования по квалификации, опыту профессиональной деятельности и пр. Законопроектом предусмотрено ведение реестра ответственных актуариев, его будет вести специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Каждые 5 лет вопрос о повторном включении ответственного актуария в реестр будет рассматриваться заново, с учетом итогов его профессиональной деятельности за предыдущий период.
Мы считаем, что такое сочетание саморегулирования и государственного регулирования в этой области позволит сохранить высокий уровень подготовленности кадров и повысить, с одной стороны, ответственность актуария, а с другой, поднять его статус как в страховой компании или иной финансовой организации, так и в обществе.
Есть ли сегодня в России кому работать актуариями для реализации закона?
Мы считаем, что кадров у нас должно хватить. Хочу напомнить, что еще в самом начале 90-х годов в Московском государственном университете, в частности, было начато обучение студентов механико-математического факультета по специализации «актуарно-финансовый аналитик». Как заведующий кафедрой мехмата, хочу сказать, что подготовленные там кадры соответствуют самым высоким требованиям, особенно это относится к выпускникам кафедры теории вероятности, которую возглавляет академик А.Н. Ширяев, крупнейший специалист в области финансовой математики.
Сейчас студенты, подготовленные на мехмате МГУ, заняли ответственные позиции во многих страховых компаниях и других финансовых организациях. Наша программа распространилась по высшим учебным заведениям страны. В принципе, при наличии потребности со стороны работодателей-страховщиков, возможно, при некотором дополнительном образовательном процессе, мы можем найти достаточное количество актуариев, чтобы обеспечить запросы рынка. Проблема скорее в том, что до сих пор запрос от государственных органов на использование актуарной профессии был явно недостаточным.
Отмечу еще, что очень важно с самого начала сохранить тот высокий уровень, который традиционно характерен для нашей математической школы. Как известно, актуарная профессия в своей основе имеет, прежде всего, математическую базу. И у нас пока есть все условия для введения этой профессии.
Но если все условия так давно были созданы, и сами актуарии обучены, почему же так долго не было реализовано, в том числе, действующее требование закона «Об организации страхового дела в РФ» по поводу аттестации актуариев?
Это очень сложный многогранный вопрос. Главная причина, почему до сих пор не был запущен механизм актуарного оценивания, связана с особенности нашего и страхового рынка, и экономики в целом. Рынок слишком долгие годы жил сиюминутными интересами. Но сейчас появилось понимание, что если мы хотим достичь каких-то серьезных результатов, то без введения актуарной профессии мы далеко не продвинемся.
В Законе «Об организации страхового дела» действительно сейчас есть норма, которая не выполняется уже в течение 6 с лишним лет (с июля 2006 года) – об аттестации страховых актуариев. Аттестация не работает, хотя должна была заработать очень давно. Это значит, что назрело изменение закона о страховании – давно пора менять те нормы, которые не работают.
Поэтому, в рамках пакета изменений в действующие законодательные акты в рамках принятия закона «Об актуарной деятельности», в тексте закона «Об организации страхового дела в РФ» аттестация актуариев должна быть заменена отсылкой на закон «Об актуарной деятельности в РФ», в котором процедура введения актуарной профессии полностью прописана, введено саморегулирование и институт ответственных актуариев. Аналогичные изменения потребуется внести в закон о пенсионных фондах.
Что касается надзора за актуариями, в нашем законопроекте предусмотрено наличие регулирующего органа и органа по надзору за актуарной деятельностью, а далее уже правительство должно решить, какой именно орган исполняет данную функцию. Полагаю, что реально и тем, и другим органом будет ФСРФ, но в принципе, закон допускает различные варианты.
Потребуются определенные изменения в законодательство, касающееся НПФ. Здесь тоже есть неработающие позиции и понятия, которые никак не определены, например, «актуарный дефицит» и др. Все это тоже требует прояснения. Новый законопроект как раз создает базу для того, чтобы новые изменения вводились уже на прочной законодательной основе, а деятельность актуария НПФ была бы четко регламентирована законом.
Как будет регламентирована процедура предоставления в надзор актуарных заключений по страховым компаниям?
Обязательность предоставления страховщиками актуарного заключения будет закреплена непосредственно в законе. Принципиальная позиция разработчиков законопроекта заключается в том, что среди объектов обязательного актуарного оценивания на одном из первых мест именно страховые организации. Кроме того ему подлежат НПФ и деятельность госорганов при введении тарифов по обязательному страхованию. Более того, актуарное заключение, подготовленное в соответствии с требованиями закона, будет направляться в орган страхового надзора непосредственно самим ответственным актуарием вместе с выводами о том, какие недостатки присутствуют в работе страховой организации. В случае, если актуарий заметит, что страховая организация не способна отвечать по своим обязательствам или находится под угрозой войти в такое состояние в обозримом будущем, он обязан будет проинформировать об этом надзорные органы. Это как раз та мера, которая необходима для укрепления нашего страхового рынка. Надеюсь, что все добросовестные страховщики поддержат такое решение.
Какие гарантийные механизмы обеспечения ответственности актуариев предусматривает законопроект – будут ли для них предусмотрены гарантийные фонды, страхование профессиональной ответственности и т.п.?
Вопрос об ответственности актуария широко обсуждался при подготовке законопроекта. Прежде всего, в соответствии с международным опытом, эта ответственность должна обеспечивается высокими квалификационными требованиями к актуарию и высоким статусом актуарной профессии.
Высказывались предложения и о введении материальной ответственности актуариев. В законопроекте есть позиция о том, что ответственный актуарий, оценивающий актуарные объекты в соответствии с нормами закона, страхует свою ответственность. В случае его виновных действий, его ответственность может быть в какой-то степени покрыта за счет договора страхования. Но надо понимать, что специфика этой профессии такова, что нам неизвестны случаи в мировой практике, когда актуарий нес материальную ответственность в связи с какими-то своими неправильными решениями. Это крайне сложно реализовать и юридически, и технически.
Часто какие-то недочеты в актуарном оценивании проявляются через несколько десятилетий, когда как договоры страхования заключаются на очень длительный период, к моменту их исполнения уже и самого актуария нет на рынке, он не может отвечать за свои действия. Поэтому главный механизм достижения высокого качества актуарной деятельности – это создание профессиональной среды, которая сама бы обеспечивала среди членов актуарного сообщества высокие профессиональные требования.
Конечно, и государственные органы надзора также должны участвовать в контроле за актуариями. В законе предусмотрены механизмы государственного контроля за тем, как актуарий ведет свою деятельность. В случае выявления каких-то очевидных злоупотреблений и нарушений есть возможность лишить актуария этого статуса и возможности заниматься актуарной деятельностью. То есть, в целом, вопрос это непростой, и во всем мире он решается через повышение профессиональных требований к участникам процесса.
Вы неоднократно ссылались на создание СРО актуариев. Законопроект предполагает единственное или несколько СРО?
Международная практика деятельности саморегулируемых организаций актуариев в разных странах допускает как наличие одной национальной СРО, так и нескольких. Кроме того в мире есть единая Международная актуарная ассоциация, которая объединяет все эти национальные саморегулируемые организации актуариев и гармонизирует те документы, которые они вырабатывают. Есть единые международные стандарты актуарной деятельности.
Применительно к России мы предполагали, что будет не более 3-4 СРО актуариев. Возможно, в одной из них будет большинство страховых актуариев, у которых есть своя специфика, в другой – пенсионные, может быть отдельно – актуариев, работающих в государственном пенсионном обеспечении. Но законопроектом количество СРО не ограничивается.
С другой стороны, я уверен, что их излишнее количество нецелесообразно.
Может ли эта функция быть передана какой-то из уже существующих организаций?
В России есть Гильдия актуариев, это основной претендент на получение статуса саморегулируемой организации, как только будет принят закон. Учитывая то, что это единственная организация, принятая как полноправный член в Международную актуарную ассоциацию, в заключительной статье законопроекта предусмотрено автоматическое включение ее в реестр саморегулируемых организаций актуариев в случае подачи ею заявления о таком включении, с тем чтобы использовать наработки этой организации для ускорения введения профессии актуариев и более быстрого начала полноценного внедрения актуарных услуг на страховом рынке.
Мы рады, что сегодня потребность в законе «Об актуарной деятельности» наконец осознана. Обсуждение данного законопроекта шло долго и непросто. Однако по итогам проведенной работы со всеми уполномоченными государственными органами, мы имеем все основания рассчитывать на принятие законопроекта в ближайшее время.